Неведома зверушка

24 10 2011

Субботняя прогулка по полю принесла несколько находок. Над одной из которых пришлось поломать голову в процессе атрибутации предмета. И так, начнем по порядку.
День выдался солнечным и теплым, следовательно, есть смысл провести его в поле. Так и поступаю.

Прибыв на поле вижу , что совсем недавно его посетили мои коллеги копари. Жалко я их не застал, иначе провел бы с ними разъяснительную беседу о необходимости закапывать за собой ямки на покосе. Подобных товарищей в среде копарей называют «свинороями». Когда ямки не закапывают на пахоте , это еще можно понять, но когда оставляют ямки на покосе, это моветон. Во-первых, могут быть недовольны местные жители и владельцы поля таким лунным пейзажем. Во-вторых, по полю может ходить скот и сломать себе ноги, во вторых люди аналогично могут угодить в ямку и получить травму, не заметив ловушку в траве. В общем, ямки нужно за собой закапывать, это правило. На этом закончу ворчать и перейду к своим находкам.

Находки были в принципе обычными, три убитых медных имперских монетки. Деньга Николая I, 2 копейки 1875 года и денга неопознанного года, скорее всего Анны Иоанновны. Еще одна медная монетка, оказалась двумя копейками 1927 или 1928 года. Сей час она откисает в мыле, через недельку надеюсь, определю год. Эта монетка интересна тем, что она имеет больший размер, чем стандартные советские двушки и чеканилась из меди, как и царские монеты. Еще интересен тот факт, что подобная монета одного из этих годов, оценивается в 50 000 рублей, в хорошем сохране. (Это так для информации  ) Фото монеток не выкладываю , по причине их убитости.

Под занавес прогулки под катушку прибора залетел серебряный крестик, событие всегда радостное. Серебро с пробой 84 АС и клеймом мастера ВК, позволяют датировать крест концом 19 началом 20 века.

Клеймо и проба

И уже на самом краю поля, когда я уже собирался зачехлять металлоискатель, был поднят вот этот предмет в форме зверя.

Первоначально я определил его как медная собака и сразу начал ломать голову над его назначением. Но умных мыслей так и не приходило. Дома домочадцы высказали мысль, что это свистулька. Такие выводы были сделаны по следующим признакам. Хвост у собаки двигался, но сей час, прикипел. Внутри она полая и состоит из двух продольных половинок. В груди отверстие фигурной формы видимо было прикрыто створкой, которая открывалась при движении хвоста. В пасти сквозное отверстие до затылка.

Версия о свистульке была принята как гипотеза и начались поиски информации, которые привели меня к интереснейшим фактам о данном изделии.

Найденный мною предмет оказался декоративным навесным замочком.
Технология производства замка-фигурки, отлитого из двух половинок, – древняя, уходящая корнями в XIII – XIV века.
Половинки фигурки отливались в форму, затем обе части спаивались и, в завершение, производилась отделка швов и поверхности. Коробкой замка с пластинчатым пружинным механизмом служит внутренняя полость фигурки. Съемная дужка у подобных образцов XIX века является засовом. Замок открывается выдвижным ключом с вырезами на стержне. При нажатии ключа пластинчатая пружина освобождает дужку-засов, которая отсоединяется от корпуса. Изготовлением таких замков, преимущественно в виде коньков, занимались в Павлово несколько династий мастеров, среди них – потомственные замочники Семен и Иван Чилины, братья Варыпаевы, особенным спросом пользовались замки-коньки Семена Рыженкова. Они чаще других встречаются в коллекциях.
Вот фотографии из Интернета, как выглядел такой замочек , когда был целый. Правда в форме коня, но конструкция понятна.

Интерес мастеров к производству навесных замочков-фигурок сохранялся и во второй половине XIX столетия. Изменилась композиционная схема – объемный корпус замка приобрел округлые формы и съемную дужку. Облик фигурок перестал быть сказочным, приобретя реалистические черты животных. Основным способом их изготовления стало литье, среди материалов приоритет по-прежнему сохранялся за медными сплавами, но встречаются и стальные замки-фигурки. Ассортимент – коньки, петухи, куры, собачки (львы). Чаще встречаются замки в виде фигурок коньков. Изготовление таких замочков окончательно вытеснило массовое производство в начале 20 века серийной продукции.

Найденный мной замочек, это тот самый ЛЕВ (собачка), гриву льва отчетливо видно на фигурке.

Несколько подобных замочков хранятся в Московском политехническом музее. Данный замок относится к так называемым секретным, поскольку для его отпирания надо не просто иметь ключ, но и знать, каким образом он вставляется в замок.

Вот так в очередной раз, найденный мною предмет, заставил изучить интереснейшую тему навесных замочков. То , что я тут описал, это малая часть той информации , которую еще придется изучить.


Действия

Information

2 комментария

15 01 2012
Dolgij

К сожалению «рарики» в полях не валяются. 🙂
Медные двухкопеечные монеты, имевшие диаметр 24 мм, в СССР перестали чеканить в 1925 году. Монеты 1927- года имеют диаметр 18 мм (такой же как все последующие двухкопеечники) и выполнены из алюминиевой бронзы.
http://www.arcamax.ru/index.htm
С уважением. Коллега.

3 11 2011
Илья

Здорово! Замок порадовал. У меня, к сожалению, октябрь почти без результатов выдался, только копейка 1829 года.

Оставьте комментарий